Multiwinia

Я многое обнаружил, мистер Холмс. Я привез вам на
исследование целую кучу свеженьких пляшущих человечков.
Артур Конан Дойл. “Пляшущие человечки”

Жанр RTS
Издатель Introversion Software
Разработчик Introversion Software
Рекомендуется 2000 МГц CPU, 512Мб, RAM, 60Мб HDD, видеокарта 32Мб, Интернет
Количество дисков 1 CD, также Direct Download, Steam
Сайт http://www.introversion.co.uk/multiwinia/

Семь лет назад компания Introversion Software нашла себе торговое место на игровом рынке. С тех пор из-под рук британцев успел выйти бодрым шагом симулятор хакера Uplink (хороший, атмосферный, с напряженным сюжетом), потом из того же места выползло нечто под названием Darwinia. У игровой прессы Дарвиния вызвала восторг (“графика, как во вселенной Tron! Прямое управление солдатами! Это не игра, а произведение минимализма! Или даже абстракционизма! Аллюзии! Рефереренсы!”) напополам с отторжением (“фу, кисель какой-то вместо игры, халтура, чуваки просто не умеют моделировать юнитов, вот и нарисовали очередной “черный квадрат”). В результате, вконец запутавшиеся потребители крайне неохотно покупали игру про жизнь в стране полигонов, и компания чуть не разорилась.

Справедливости ради скажем, что при всей имевшейся в игре новизне и нестандартности, в Дарвинии была несколько занудная структура миссий и ущербная система управления собственно дарвинцами, в результате которой продукт местами походил на непропатченных “Леммингов”. Два года назад Introversion (видимо, больше из-за отчаянья) выпустила на свет DEFCON – двухмерный симулятор мультиплеерной ядерной войны, по виду напоминавший программную оболочку “ядерного чемодана” из фильмов про спецслужбы. Запускать межконтинентальные ракеты из Москвы в Вашингтон и обратно под вой сирен и страдальческий кашель (такое в игре было звуковое сопровождение) людям понравилось, британские девелоперы спасли себя от банкротства и незамедлительно принялись творить.

В итоге, 19 сентября “интроверты” торжественно (на сайте слепили счетчик, отсчитывавший дни-часы-минуты до выхода проекта) выдали на суд общественности продукт под названием Multiwinia. Уже из названия становится ясно, что низкополигональный мир никуда не делся, человечки справились с вирусной атакой, а ещё, оказывается, генетический код дарвинцев способен разветвляться, образовывая четыре вида разумной (очень условно) жизни в цифровой вселенной – к зеленым стикменам прибавились красные (в Дарвинии красным окрашивались человечки, зараженные вирусом, тут красные – самостоятельная нация), а также желтые и синие. За три года нашего отсутствия полигональные жители – независимо от цвета кожи – значительно оскотинились и деградировали. Непонятно, куда при этом смотрел папа дарвинцев доктор Сепульведа, под чьим руководством мы спасали сотни “разумных и миролюбивых” поселенцев – в новой игре миролюбивостью даже не пахнет. Зато сильно пахнет напалмом (знаменитая фраза копполовского Килгора “люблю запах напалма по утрам” нашла свое место и в этой игре) и другими горючими веществами. Другими словами, девелоперы пошли по пути наименьшего сопротивления – взяли готовый RTS-мир, убрали из него практически все RTS-концепты, связанные с производством, и заставили обитателей этого мира убивать друг друга.

На деле это выглядит примерно так: на карте (по-прежнему, грубая сетка из полигонов, по краям сетки волнуется море, по небу бегут тетрисообразные облака) имеются инкубаторы (Spawn Points); изначально под вашим контролем находится пара инкубаторов, из которых каждые десять секунд лезут человечки крупными партиями. Человечков надо собирать в группы и бросать на захват другого инкубатора, чтобы и из него тоже лезли дарвинцы правильного цвета. В большинстве игровых режимов оппонент – живой или компьютерный – занят тем же самым, то есть, в целом, суть игры сводится к тому, чтобы первым захватить большинство стратегических точек на карте и буквально утопить врага в полигонах. Для автоматизации процессов захвата областей и располигонивания врага можно и нужно пользоваться офицерами, которые делаются непосредственно из рядовых дарвинцев путём лихорадочного нажатия на правую кнопку мыши. Офицер может либо организовывать рядовых в стройные коробки, либо просто стоять у инкубатора с флажком и направлять всех прибывающих стикменов на фронт (это можно делать и вручную, но когда под вашим контролем находится хотя бы три инкубатора, а новые солдаты поступают каждые десять секунд, предпочтительнее заняться логистикой и построить схему автоматической пересылки пушечного мяса). В итоге, рано или поздно под руководством офицеров группки товарищей рангом ниже собираются в ручейки, ручейки же вливаются в общую одноцветную массу, которая бросает во врага гранатами и палит во все стороны лазером.

Все вышесказанное почти досконально описывает первый и самый простой режим игры – Domination. В Мультивинии есть ещё пять игровых режимов – King of the Hill, Capture the Statue, Rocket Riot, Blitzkrieg и Assault, но все они, кроме последнего, сводятся к всё той же кутерьме с инкубаторами – для того чтобы занять место “царя горы”, принести на базу огромную статую, заправить ракету топливом или поднять над землей флаг своего цвета в соответствующих игровых режимах, нужны все те же офицеры-маршрутизаторы, много инкубаторов и толпы, легионы плоских смертников. Режим Assault – единственное несимметричная область в игре, в том смысле, что вы и ваш оппонент будете заниматься диаметрально противоположными вещами – один из игроков имеет на базе Оружие Массового Поражения (непонятная, но довольно устрашающая штуковина из полигонов), много турелей на подступах к базе и горстку дарвинцев без единого инкубатора, второй (оппонент) располагает только порталами, из которых в огромных количествах вываливаются солдаты; соответственно, главные цели, к примеру, красного игрока и его зеленого противника – сломать Оружие Массового Поражения красных до того, как у него закончится final countdown / перекрошить зеленых на подступах к базе и таки бахнуть на последней секунде отсчета из чуда полигональной военной техники, окончательно добив все зеленое на карте. В режиме Capture the Statue изначально “ничейных” инкубаторов может не быть (однако всегда можно захватить вражеский), зато есть чудовищной красоты и высоты статуи и много коварных стратегических решений – если противник тупой, можно просто окружить статую солдатами и донести её до нужного места (dropzone) на карте, заработав очередное очко, если так просто не получается, можно прибежать толпой во вражескую дроп-зону, перебить всех его плоских носильщиков и отбуксировать монумент к себе. Легко (но страшно) представить, во что превращается процесс отъема и перераспределения монументов, если игроков четверо, а на карте одновременно находится три статуи.

Мне два ящика Пандоры, пожалуйста!

В целом, игра отлично сбалансирована, однако именно это, в некоторых случаях, парадоксально обращается в главный недостаток продукта – на маленькой карте для двух игроков с четным числом инкубаторов есть шанс захватить, скажем, по три инкубатора на лицо и оказаться в патовой ситуации – равные по численности толпы солдатов будут сталкиваться лицом к лицу в середине острова, успешно убивать друг друга, но ни на пядь не продвигаться вперёд. Видимо, как раз для этого случая разработчики внедрили в игру отличный концепт “падающего с небес ящика с бонусом” (прямо как во всех сериях Worms-эпопеи). Ящик открывается дарвинцами и незамедлительно переворачивает все с ног на голову. При этом, уже упомянутый напалм, одномоментно размазанный по коллективной голове вашего противника – один из самых безобидных типов вооружения (если, конечно, рядом нет леса из отлично горящих деревьев). Устроить оппоненту гораздо более серьезные неприятности помогут вовремя расположенные на его базе муравейники (в диету здешних муравьев входят исключительно полигоны), яица с зародышами компьютерных вирусов из оригинального мира Дарвинии и турели трех видов. На сладкое полагаются метеоритный дождь и ядерный удар. Последний бонус получился особенно выразительным: под музыкальную тему из DEFCON на водной поверхности игрового мира появляется ударная группировка из подводных лодок (сами лодки, понятно, тоже приплыли прямиком из DEFCON вместе с пунктирными траекториями), дает залп ракетами по указанному адресу, ракеты крайне медленно (можно даже попробовать увести своих солдат из зоны поражения) летят к цели, зато когда долетают, на земле начинается совершенно невообразимая цветомузыка с восьмибитными криками. С одной стороны, проблемы баланса решили уж слишком радикальными способами, с другой – процесс выпадения ящиков можно довольно тонко настраивать – ограничивать содержимое коробок только базовыми типами бонусов, либо даже увеличивать вероятность ящикопадения на территории проигрывающей стороны.

Объективно оценивать качество Мультивинии как игрового продукта очень сложно. И дело даже не в том, что “ТУТ НЕТ ГРАФИКИ!” и на весь игровой мир отведено, грубо говоря, столько же полигонов, текстур и творческих усилий в целом, сколько в иных ААА-проектах расходуют на модельку пистолета или уши главного героя. Проблема в том, что перед нами результат целенаправленного упрощения геймдизайнерского замысла, начатого Introversion ещё в DEFCON’е. При всех оговорках и недостатках, обе синглплеерные игры от Introversion (Uplink и Darwinia) были вообще ни на что не похожи, представляя собой чистый артхаус высокой пробы, который для приятного времяпровождения требовал от игрока изрядных усилий, терпения и богатого воображения. Мультивиния же больше похожа на не очень скромную попытку сделать быстрые деньги, одновременно накормив и поклонников необычных игр, и любителей офисных таймкиллеров. При этом таймкиллер, конечно, получился приятный и даже динамичный, но вот просить за него 25 американских долларов (получается ровно полбакса за мегабайт) – идея совершенно возмутительная.

(Йоу, первая рецензия, очень удачный эпиграф, пиздатые были еще скриншоты за постмодернизьмъ, каковой в диске присутствует)

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s