Noah

Говоря о фильме «Ной» нет нужды вкратце пересказывать сюжетную затравку и перечислять главных героев. Ну и довольно сложно испортить впечатление от кино пересказом событий. Все и так примерно представляют, о чем будет картина. Но сразу стоит заметить, что это ни в коем случае не экранизация Священного Писания. Зрители, ожидающие от «Ноя» духоподъемности (или хоть какой-то буквальности) уровня, например, «Страстей Христовых» лучше пусть идут на «Рио 2». Там они, по крайней мере, не будут обмануты в ожиданиях, а в интернете будет меньше пользовательских рецензий с посылом «так безобразно извратить Библию может только Голливуд».

«Ной» – это намеренно гремучая смесь комикса, апокрифа, ереси с экологическим уклоном и не самых броских спецэффектов. А снял эту смесь талантливый независимый режиссер Аронофски, потому фильм получился совсем неоднозначным – последний раз нечто такое на религиозную тему получилось у Скорцезе в «Последнем искушении Христа». Можно поспорить, что в предпремьерных интервью Аронофски не раз сказал, каким интересным ему показался персонаж Ноя, и как он захотел раскрыть события потопа с неожиданной стороны. Ещё, наверное, несмотря на вольное и даже немного еретическое повествование, большого именно религиозного резонанса картина не сделает. К событиям Ветхого Завета западный мир относится относительно спокойно, иногда только начинается спор про сотворение мира и жизни – но в фильме кланяются, что называется, и «нашим и вашим», и даже находится место эволюции, экологии и вегетарианству.

2014-noah-wide

Конечно, простор для художественного осмысления у истории про потоп велик – к примеру, в романе английского писателя Барнса на ковчеге была пара арктических ржанок, которые начали менять оперение, а Ной решил что они заболели и съел их с гарниром из водорослей. Тут же к материалу подошли с большим уважением, но тоже нетипично. Расселу Кроу достался образ сильного, авторитарного мужа, беззлобного, который, с одной стороны, и мухи (буквально) не обидит, но в праведности своей может и собственную семью принести в жертву новому безгрешному миру, не говоря уж о племени Каина, погрязшем в разврате и братоубийстве – те мрут на экране тысячами.

Эстетически допотопный мир похож на средневековье, пережившее ядерную войну. На обожжённой окраине человечьего мира живут падшие ангелы, которые после грехопадения захотели быть с людьми, и за это были наказаны. Творец отобрал у них крылья, закатал их в землю и грязь, теперь они представляют собой неповоротливых каменных великанов. Здесь фильм и предшествовавший ему комикс неожиданно заимствуют «исполинов» из апокрифической книги Еноха. Понятно, что без исполинов в фильме не было бы батальных сцен и ковчег строили бы раз в сто дольше. Но, что показательно, в комиксе они хоть и многоруки, но человекообразны; а в фильме больше похожи на энтов из «Властелина Колец», только каменных – такой вариант бюджетнее, камень рисовать проще, но смотреть за переживаниями нарисованных истуканов довольно занудное занятие. Хорошо хоть главные герои особенно никуда не скачут и не летают в цифровом мире на фоне зеленого экрана, а вполне себе «аналогово» разговаривают и переживают.

Все удачные моменты кино связаны с Расселом Кроу, а самая сильная сцена – когда Ной находит виноград и делает первое вино. Тут и Аронофски и особенно Кроу попадают в десятку – опустошенный пьяный взгляд в никуда, торопливые и постыдные глотки вина и пространное лежание в голом виде на песке выглядят в сто раз реалистичнее и сильнее всего актерствования Эммы Уотсон. И много страшнее всего компьютерного потопа – разбитый, разочарованный напивающийся праведник, решивший, что он не справился с предначертанным Богом заданием – вот это и есть Аронофски во всей красе.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s