American Tabloid // James Ellroy

Джэймс Эллрой – автор в России  скорее малоизвестный, чем наоборот. А на самом деле он очень известный –  почти весь криминальный нуар на тему Лос Анджелеса и США вырос из его штанов. Очень крутая и стильная проза, в которой герои и рассказчик говорят разговорным языком своей эпохи, то есть неполиткорректным трехэтажным матом, в прозе перемешаны все субкультуры, реалии и жанры, а в центре обязательно миф, причем основной для Американы – например, убийство JFK при участии Говарда Хьюза, Гувера, заговорщиков из профсоюзов, мафии и ФБР. Все друг за другом шпионят, половина фигурантов занимаются однополым сексом и скрывает это, потому что вторая половина состоит в мафии и ЦРУ одновременно и ненавидит (на словах по крайней мере) “нигеров”, “пидоров” и “жидов”. Разводящими выступают киты своей эпохи – Гувер, Хьюз и Джон Кеннеди. Гувер при этом вроде тоже латентный, Хьюз помешался на чистоте крови и колет в член героин, а Кеннеди трахает всё что попадается на глаза (целых три минуты).  На фоне – кубинский кризис и Red Scare.

В центре повествования крутятся ещё три монстра масштабом поменьше. Монстр первый – двухметровый громила Пит Бондюран, канадский эмигрант, герой второй мировой, грязный коп, сутенер и случайный братоубийца. Страшный и опасный здоровяк, при этом жовиальный, и харизматичный. Пит раздает удары и пули, ворует наркотики курпными партиями, снимает порно-компромат на окружающих и тренирует армию убийц для мафии и ЦРУ. Коронный номер – порвать наручники при задержании и мощный навык – на автоматизме отодвинуть язык к горлу, когда его страшно пиздят вчетвером (чтоб не откусить).

Следующий герой менее брутален. Уорд Литтл – дохловатый агент из ФБР, пылкий католик и алкаш. Под виски с пивным прицепом он, мучаясь комплексом вины, праведными намерениями и изжогой сначала пытается найти справедливость в мире, но потом жизнь его ломает, и католик становится сатаной, все очень удивляются. Посередине между Литтлом и Бондюраном ещё один агент из ФБР – Кемпер Бойд.

Бойд – плейбой, бонвиван и  мастер служить всем мастям и цветам, король игры в козла, волка и капусту. За несколько зарплат он может помочь: Гуверу  – обосрать Кеннеди, Кеннеди – побороть мафию и Кастро, Мафии – освободить отели на Кубе от Кастро и так далее. Кажется, сухим из воды подстав и предательств выходит только Гувер. Он всё знает и видит, а также чувствует. Очень смешно читать суперсекретные разговоры, донесения и смертельные тайны других персонажей в виде врезок из архивов ФБР с пометкой “FBI Director Hoover’s eyes only”.

Спойлер:  Кеннеди убьют. Но важно не это. Важна расстановка игроков на доске, связь фотографий на пробковой доске в кабинете Гувера, количество убитых негров и кубинцев и продолжительность полового акта Джона Фитцджеральда Кеннеди. Один из еврейских боссов орг преступности уверен, что у него страшная смертельная болезнь простаты, потому содержит штат медсестер, готовых оказать ему первую помощь в виде отсоса, численность отсосов он исчесляет тысячами. Джек Руби содержит бордель, помешан на собаках и соблюдает Шаббат. У Кеннеди есть незаконнорожденная сетсра секс-бомба, потому что папаша клана Кеннеди тоже в общем бандит и развратник. Всё это грязнейшим живым газетным языком, с бешеной динамикой и алкогольно-наркотическим драйвом. В общем, если бы Керуак меньше думал о судьбе поколения и дружбе, а вместо этого воровал, убивал и насиловал черных проституток на камеру, он писал именно такую литературу.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s